Виктория: сила звука

Источник статьи: www.tkachenkoyoga.com/omyblog

Виктория Яровая основала YogaGong studio, ведёт гонг-медитации, йогу голоса, проводит обучающие семинары и организует тематическое обучение с другими мастерами.

Она регулярно участвует в концертах духовной музыки, перкусионных сессиях, фестивалях йоги и практик развития и самоисследования.

Виктория регулярно проводит выездные мероприятия с очень интересной программой, нацеленной на помощь телу и уму в возвращении к балансу, деятельности и радости жизни.

О начале пути

Моё знакомство с гонгом началось с гонг-медитаций во время практики у моего учителя Александра Куликова: я сканировала у него этот метод, который, в свою очередь, был передан нам всем Йоги Бхаджаном.

Потом любопытство заставило погрузиться еще глубже - хотелось уточнить некоторые нюансы, узнать новшества и как-то разнообразить практику.

Так началось движение, мощность которого я поначалу не представляла себе настолько сильной. Я приглашала для обучения разных мастеров, в основном, с Запада.

Я вполне отдаю себе отчет, в том, что многие техники работы уходят корнями в нью-эйдж - у кого-то это вызывает скепсис, а меня не смущает и даже вдохновляет способность творчески синтезировать новое - и представляют собой микс разных подходов и знаний: от арт-терапии до шаманских мистерий. И все это было замешано, в основном, на музыке.

Вместе с тем, воздействие музыки и звука не подлежит сомнению, равно как и положительные результаты практики - решение телесных и/или психофизиологических проблем, развитие устойчивости внимания, работа с сознанием. 

У всех мастеров, с которыми я взаимодействовала, я обучалась работе с гонгом и другими инструментами интуитивного звучания, их еще называют "холистическими". Это чаши - кристаллические и металлические тибетские, различные колокольчики, коши, бубны, диджериду. Их можно прекрасно миксовать в гонг-сессиях, устраивая такие звуковые путешествия, совершенно уникальные медитации. 

О хилинг-сессиях

Меня часто спрашивают о целительных эффектах звука. Я совмещаю медитативные-практики со своим психологическим направлением работы и точно знаю, как звуковая медитация или то, что условно можно назвать "купанием" в звуке воздействуют, помогая пройти через различные жизненные ситуации.

И могу сказать, что всё может стать хилинг-сессией - даже фортепианный концерт, если его исполняет мастер. Как мне не без иронии посоветовал один доктор-реабилитолог, когда я обратилась к нему с жалобой на боль в коленном и тазобедренном суставах: "А вы прислоните больное место к батарее и постучите по ней - тоже будет лечебный эффект от тепла и вибраций". Так что по сути целительной может стать любая вещь. Другое дело, как это позиционировать. Потому что есть определенная разница в воздействии на организм тех или иных музыкальных инструментов.

Например, в результате игры на гонге, чашах создаются определенные вибрации, которые массируют все органы. При этом есть еще и акустическое воздействие. То есть получается комплексный эффект. А ханг или другие мелодические инструменты, по которым ты стучишь не настолько близко к телу, чтобы был эффект вибромассажа, используют для создания мелодии. Мелодия может быть с ритмом или без, но она, в первую очередь, влияет на наш мозг. Мы её слушаем, и нам она либо нравится, либо нет, и то, насколько нам приятны эти звуки, настолько они нас и гармонизируют. То есть всё работает, но немножко на разных уровнях.

Я уверена: в руках мастера любой инструмент может обладать потрясающей целительной силой, а в руках профана этот же инструмент может давать обратный эффект.

О творчестве

В музыке творчество и целительство тесно переплетены друг с другом, но на чем именно будет сделан акцент, зависит от людей, с которыми ты работаешь.

Есть те, кто тонко чувствует вибрации аудитории, кто владеет шаманскими инструментами и использует их для ритуалов очищения и обращения к духам. Такие мистерии мы устраиваем с музыкантами, посвященными в шаманские практики.

А есть те, кто обучался игре на классических инструментах и хочет делать интересную музыку. Сейчас я больше общаюсь с такими людьми, как Правин, Танзю (это наш проект "Караван вечности") - прекрасными музыкантами, обладающими сварой, музыкальной харизмой, талантом. Естественно, они своим творчеством несут и гармонию, что также является частью целительного процесса.

О векторе движения

Наверное, это прозвучит банально, но на текущий момент я живу в потоке. У меня нет чётких планов. Можно сказать, что я как-то бесцельно живу, но я при этом чувствую себя очень гармонично, спокойно, мне даже, наверное, слишком хорошо.

У меня нет достиженческих идей, а происходит все примерно так: люди сами приходят с какими-то предложениями, и я либо откликаюсь на них, и мы вместе что-то творим, либо не откликаюсь и плыву дальше.

Личной практики у меня тоже сейчас нет - я имею в виду ежедневные медитации и определенный набор асан для регулярных занятий. Из-за чего я, наверное, ощущаю небольшую такую болтанку.

Сейчас я прохожу реабилитацию - надо было серьёзно заняться коленями, я стараюсь делать зарядку для опорно-двигательного аппарата, периодически медитирую и выполняю пранаяму по утрам. По возможности провожу для себя хилинг-сессии с поющими чашами.

О суфизме

В последнее время мне наиболее близка традиция суфи-йоги. Вообще суфизм как таковой. Потому что он объединяет то, что мне действительно нравится: музыку, творчество, поэзию, практики (дыхательные, на внимание), этический кодекс и мистицизм.

Еще в суфизме мне нравится то, что музыка здесь обязательная часть практики. А занятия ритмом, барабаном, голосом, варганом очень развивают мозг. Они вполне трансовые и медитативные сами по себе, так что музыкальная практика в данном случае - это такая же йога.

О YogaGong студии

До нас не так-то легко добраться - рядом со студией нет метро, поэтому к нам приезжают, в основном, на конкретные мероприятия, к определенным мастерам - например, на голосовые практики Олега Российского и Ирины Казаченко.

Вообще хочется, чтобы как можно больше мастеров использовали нашу студию как звуковое пространство для собственных выступлений и семинаров.

Из регулярных занятий мы сами пока проводим только гонг-сессии по субботам.

Конечно, хотелось бы, чтобы пространство наполнялось не только нашими давними знакомыми, но и новыми людьми, которые приходили бы на звуковые практики, как на ту же йогу.

Хочется донести до аудитории, что такие сессии могут быть регулярными.

Я еще сейчас прохожу обучение гипнозу, работе с установками и в дальнейшем планирую это все использовать, потому что гонг дает возможность погружаться в транс и работать с измененным сознанием более глубоко и точечно.

О развитии проекта

Популяризация гонга и звуковых практик - это основной вектор нашей деятельности.

Со всей России (да и из-за рубежа тоже) к нам приезжают люди, чтобы купить гонг и освоить этот инструмент. И хотя я пока не вижу смысла открывать еще где-то свои проекты или делать франшизу, эта идея периодически меня посещает. Потому что я понимаю, что вот таких студий, как наша, в России практически нет: на всю страну можно насчитать всего штук пять, наверное.

А на Западе это очень распространённый формат. Там они работают, как массажные салоны, и называются студиями звукового целительства (саунд-хилинг-студии).

Используемый в таких проектах метод оздоровления очень естественный и корректный, но, конечно, не всеобъемлющий: с позвоночником, с суставами, да и с духом надо работать отдельно, а вот на нервную систему вполне успешно можно воздействовать с помощью звукотерапии. Такие студии могут быть очень востребованы. Но пока в нашей стране эта почва не настолько подготовлена, чтобы эта идея мгновенно дала ростки. Надеюсь, в будущем это обязательно произойдёт.

Мехтаб Бентон "Гонг йога"

Вот как описывает свое знакомство с гонг-медитацией Мехтаб Бентон. Когда-то в 70-х он был настоящим техасским хиппи, сегодня известен как убеленный сединами авторитетный учитель Наад-йоги и мастер игры на гонге: 

"Просто расслабьтесь, - произносит он, сидя возле гонга, - и позвольте звуку вести вас туда, куда вам следует идти". Я закрыл глаза. И Бог начал кричать мне в уши с первым ударом колотушки. Хор ангелов оргазма помчался на пожарной машине к просветлению под оглушительную песню экстаза, в то время как звук гонга волна за волной вытаскивал меня из тела и размазывал по потоку, меняя мое сознание быстрее, чем можно произнести "диэтиламид лизергиновой кислоты". Я словил гонг.
И дыхание, и движения, и позы йоги - все это было только подготовкой к опыту единения через звук, опыту Йоги Гонга. Так начался мой жизненный пусть с йогой, в котором моим попутчиком всегда будет Бог Звука, принявший облик бронзового металлического диска". 

Авторы статьи: Инна Рождественская, Вера Ткаченко

yoga.subscribe.title